Полезная информация

Что такое "кабинетная" речь?

Звук поставлен, а в повседневной жизни его нет! 

 Научившись произносить поставленный звук изолированно, ребёнок не сразу использует его в своей речи. Наступает сложный и длительный этап работы - закрепление правильного произношения или автоматизация звука. Любой новый звук нужно закреплять не только на занятиях у логопеда, но и дома, в быту! Если ребёнок пользуется звуком только на занятиях, то формируется так называемая «кабинетная речь». 

Что такое "кабинетная" речь?

"Кабинетная" речь - это правильная речь ребенка только в определенных условиях кабинета, под контролем дефектолога.

Почему возникает «кабинетная речь»?

  1. Недостаточно развито фонематическое и слуховое восприятие: ребёнок не всегда правильно слышит и узнаёт звуки, испытывает трудности в их различении.
  2. Не развит самоконтроль за собственной речью (в силу возраста, индивидуальных и физиологических особенностей).
  3. Отсутствует контроль со стороны взрослых (родителей и ближайших родственников, воспитателей).

 

Что же делать?

Для ребёнка овладеть правильным звуком это не простая работа. Так как при постановке звука необходимо научить ребёнка:

- слышать, узнавать, различать звук;

- освоить верное положение губ, языка, закрепить артикуляционную позу.

Как только Ваш ребёнок научился правильно произносить звук изолированно (отдельно) и уже может произнести в слогах, словах, подключайте свой контроль над всей речью ребёнка. После каждого неправильного произнесения звука, давайте образец слова и настаивайте на правильном его повторении.

Ответственно следуйте рекомендациям специалиста, закрепляйте правильный звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в повседневной жизни.

Создайте дома благоприятную среду для занятий - это будет является важным моментом на протяжении всех этапов овладения речью! 

Очень важно исправлять речь ребенка спокойным и доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у него протеста. Обычно спустя некоторое время ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закрепить новый стереотип одобрением и похвалой. 

Желаю успехов!

 

свернуть

Нейроигры и нейроупражнения

Мозг - один из важнейших органов человека. Клетки мозга выполняют сложную и разнообразную работу. Благодаря им мы говорим, читаем, пишем, слышим, видим, перемещаемся в пространстве. Мозг как мышцы, и если мы его тренируем, то постепенно он становится сильнее. Ему нужна трудная работа. Но трудности должны быть индивидуальными. Решению этой задачи служат нейроигры и нейроупражнения.

Что же это такое? Почему они эффективны?

Нейроигры – это системы упражнений, игр на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, крупной и мелкой моторики. Нейроигры включают в себя различные движения руками, ногами, проговаривание, рисование, которые заставляют оба наших полушария активно работать. В процессе выполнения таких игр и упражнений привычные задачи мозг решает непривычным способом. Преимущество нейроигр заключается в том, что они увлекательны и интересны. Выполнять их могут как малыши, так и дети более старшего школьного возраста.

Вашему вниманию представляем примеры таких игр и упражнений.

Двойные рисунки

Этот цикл упражнений состоит из симметричных рисунков, которые надо обводить одновременно двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно. Если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой. Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Ребёнок учится глазами контролировать то, что делают руки и координировать этот процесс. В школьном возрасте данную технику можно использовать для профилактики нарушений чтения и письма.

Игры-путаницы

Взрослый говорит какое-то действие, а сам делает что-то другое. Например, нужно положить руку на бок, а сам поднимает левую руку. Ребёнок должен выполнить движение по словесной инструкции.

Игры с массажным мячиком

Обе руки одновременно выполняют свою задачу: правая рука катит мячик вверх, в это время - левая катит вниз. Упражнение можно усложнить: правая рука катает мячик по стрелке вверх-вниз, левая - по кругу.

Игры с мелкими предметами

Нужно собрать в стаканы мелкие предметы (детали конструктора, шарики, пуговицы) двумя руками одновременно с помощью ложек (щипцов, прищепок). Возможен такой вариант игры: надо переложить в две емкости чёрные и красные пуговицы, используя две руки. Например, правой рукой выбираются чёрные пуговицы, левой – красные.

Кулак-Ладонь

Перед ребенком карточка с геометрическими фигурами: круг и прямоугольник. Вместе с педагогом ребенок выполняет действия, где круг - кулак, прямоугольник - ладонь.

Нейротаблица на внимание

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: фигуры, буквы, цифры, дикие, домашние животные и т.д.

Двойная игра

Выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.

Зачеркни геометрическую фигуру

Ребёнку предлагается в левую и правую руку взять фломастер и одновременно двумя руками зачеркнуть только квадраты или только треугольники и т.д. Затем усложняем: в квадрате нужно написать знак минус, в круге знак плюс, в треугольнике точку.

Игра с ладошками по автоматизации звука

Ребёнку необходимо называть слово с отрабатываемым звуком, при этом выполняя какое-либо действие ( поднять руку, нажать на кнопку, хлопнуть в ладоши).

Использование нейроигр и приёмов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Играйте, не пожалеете!

Желаем успехов!

свернуть

Профилактика нарушений слоговой структуры слова

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.

        Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило, при логопедическом обследовании детей, однако данный вид речевого нарушения родители могут и сами отмечать у ребенка.  Часто в анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам:

    1г. 3 мес.- 1г. 8мес.  Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: га-га, ту-ту.

    1г. 8 мес.- 1г. 10 мес. Воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускаются один из слогов: мако (молоко).

        1г. 10 мес.-2г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда еще опускается слог, чаще предыдущий: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4- сложных словах.

     2г. 1 мес.-2г.3 мес. В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась).

        2г. 3 мес. - 3г.  Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

         В случае патологии данные возрастные нарушения не исчезают к 3 годам из речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

— правильно произносимые слова: мама, дай;

— слова- фрагменты: мако (молоко);

— слова- звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

— слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

       Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

             Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова

Для создания игр не требуется специальные атрибуты. Любые предметы можно превратить в интереснейшие  развивающие пособия.

«Бесполезное – полезно»

 

Игра «Аэропорт» (крышки, журналы) Цель: развитие функции фонематического слуха и навыка слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается посадить самолёт на соответствующую площадку. Один слог - одна крышка, два слога - две крышки, три слога – три крышки и т.д.  

 

Игра «Жёлуди» (бусинки, снежинки, ёмкости из-под бахил)                                       Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько жёлудей, сколько слогов в слове, обозначить ударный слог, положив снежинку или бусинку в соответствующий жёлудь. Взять столько жёлудей, сколько звуков в слове, обозначить звук бусинкой соответствующего цвета.

 

Игра «Гараж» (крышечки из-под киндер-сюрпризов, пустые коробочки) Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается поместить автомобиль в гараж, этажность соответствует количеству слогов.

 

Игра «Чудо звук» (крышечки из-под коробок) Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа. Ход игры: разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава. (Синяя крышка-согласный, красная - гласный, зелёная - мягкий звук, открутить крышку - обозначить ударный звук).

 

 Игра «Пароход» (крышечки от бутылочек) Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько пароходиков, сколько слогов в слове, гудком обозначить ударный слог (поднять пробку).

 

Игра «Червячки» (зажимы для пакетов) Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается развернуть столько червячков, сколько слогов в слове, звуков в слове.  

 

 Игра «Грибная поляна» (ложечки из-под киндер-сюрпризов, подложки) Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается посадить столько грибов, сколько слогов, звуков в слове.

 

Игра «Капелька» (бутылочки с пипеткой) Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: написать цветными капельками слово (Синяя капля-согласный, красная – гласный).

 

 Игра «Погремушки» (ёмкости из-под киндер-сюрпризов, бусинки)   Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: предложить ребёнку выбрать столько звучащих яичек, сколько слогов, звуков в слове.  

 

Игра «Воздушный шар» (воздушные шары)

Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа.

Ход игры: попросите ребёнка расставить шары по порядку. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава (синий шар-согласный, красный - гласный, зелёный - мягкий звук).

 

Желаю успехов!

 

 

свернуть

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи.
развернуть

Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
  • отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

         Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

 

свернуть

Игра и время, посвященное детям

Игра доставляет детям физическое и психическое удовольствие. В игре ребенок учится выражать эмоции, соблюдать правила, вести себя в обществе.
развернуть

При помощи игры дети не просто получают навыки и развивают новые способности. Игра для ребенка – первый и главный путь к социализации, так как в игре всегда принимает участие несколько человек – детей и взрослых, - у каждого из которых есть своя роль.

Совместные игры важны как для детей, так и для родителей: смена привычного образа действий расслабляет, снимает стресс. Это лучший отдых для взрослого, особенно если работа поглощает почти все его время и ему редко удается побыть с семьей.

Игра настолько сближает родителей и ребенка, что даже «безнадежные» дети после нее какое-то время ведут себя примерно.

Свободная совместная игра позволяет детям брать инициативу в свои руки. Они учатся принимать решения самостоятельно и при этом без гнета ответственности.

Уважая ребенка, играя с ним честно, вы побуждаете его уважать вас и так же честно вести себя в любое время

Совместная игра помогает получить и закрепить любой жизненный навык.

Не существует правильного способа совместной игры, но есть несколько базовых принципов

Выделите время игры с ребенком. Планируйте заранее и не отступайте от плана, лучше пожертвуйте другими делами.

Предоставляйте ребенку инициативу. Пусть он сам устанавливает правила игры, назначает ведущих и принимает решения. У взрослых есть много других арен, где они должны проявлять инициативу и нести ответственность – отдохните от этой роли.

Если у вас не один ребенок, у вас должно найтись отдельное время для каждого из них. Конечно игра «большой командой» экономит время, но если вы хотите установить близкий контакт с каждым, то постарайтесь найти для каждого «свое» время.

Вам не обязательно тратить часы на ребенка, достаточно ежедневного 15-минутного персонального общения. С детьми постарше можно играть реже – пару раз в неделю, но сама игра должна длиться дольше – час полтора.

Игру можно превратить в маленькую «семейную традицию» - собираясь в «специальный» день, заранее выбирая игру. Часто родители делают для своих детей буквально все. Они дают им лучшую еду, покупают лучшую одежду, книги, игрушки, устраивают в лучший детский садик и отдают учиться в самую престижную школу. Они делают все что в их силах, кроме одного – эти родители не играют со своими детьми. Среди всей массы дел занятого родителя нет времени на то, чтобы просто поиграть с детьми и немного подурачиться.

Научитесь играть со своими детьми,  Вы  сами удивитесь насколько долгожданными для вас и для ребенка станут такие дни.

 

свернуть

Автоматизация звуков в повседневной жизни

Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное - в бытовой речи. Этот этап работы над звуком называется автоматизацией. 

Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: на занятиях у логопеда ребёнок произносит звуки правильно, но выйдя за порог логопедического кабинета тут же забывает о своём звукопроизношении и дальше общается на своём привычном языке, как будто и звуков-то никогда не произносил! Это вполне понятно и объяснимо - тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и ребёнку требуется постоянно прилагать некоторые усилия для правильного произнесения звука. К тому же необходимо постоянно следить за своей речью, а это уже процесс самоконтроля. который у ребёнка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Именно поэтому при автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно они, общаясь со своим ребенком "один-на-один", имеют возможность постоянно контролировать его речь. Это постоянное наблюдение за речью ребёнка, тактичное и ненавязчивое исправление неправильно произносимых звуков, способствует тому, что работа по автоматизации будет быстрой и успешной.

Зачастую "сломать" старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: "Не хочется заниматься дома! Отказывается говорить правильно! ". Возможно причина заключается в том, что у малыша не всё получается сразу и именно это вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях надо подбодрить ребёнка, рассказать о том, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться "красиво" говорить. Ребенку необходимо внушать веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится.

Все дети разные и задача родителей заключается в том, чтобы найти правильный подход к своему малышу. Родителям необходимо научиться "правильно", с особой осторожностью, указывать на ошибки детей.

Вот несколько вариантов:

  • надо обязательно рассказать своему ребёнку о том, как Вам приятно слышать правильно произнесённые звуки и слова. Услышав в речи сына или дочери неправильно произнесенный звук нужно тактично попросить порадовать Вас и произнести неправильное слово еще раз, но уже "красиво".
  • можно "удивиться" куда же пропал правильный звук? Затем ненавязчиво предложить отыскать "потерянный" звук и произнести слово еще раз.
  • порой можно исправить ошибку в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. Т. е. малыш неправильно произнес слово - взрослый тут же утрированно чётко повторяет это слово.
  • хорошо определить в доме "место правильной речи", где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.

Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать какие-либо речевые задания или упражнения, некоторые родители встают на путь "подкупа". Этот путь очень опасен, и не всегда эффективен. Можно заставить его механически повторять, но такая "наука" осядет в голове мертвым грузом. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка.

В общении с ребенком необходимо избегать: слов "нет" и "нельзя", готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь - постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас "удовольствий", традиций, больших и маленьких праздников.

 

                                                                         Успехов вам!

 

 

 

 

свернуть

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

  1. «Я знаю пять…»- предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… и т.д.
  2. «Назови части»- вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь), части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6 лет - ноздри, брови, ресницы), части мебели, например шкафа (ножки, дверцы, ручки).
  3. «Назови одним словом» - игра позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Для детей 4 лет лучше использовать картинки: несколько предметов игрушек, одежды, обуви. Детям 5-6 лет можно давать словесные инструкции: «Как назвать одним словом- кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это..?
  4. «Скажи наоборот»- учим ребенка подбирать слова-антонимы и образовывать пары: друг-враг, тишина-шум, легкий-тяжелый, длинный-короткий, далеко-близко, весело-грустно.
  5. «Кто что делает?»- развиваем глагольный словарь. Малышам 4 лет можно задавать вопросы по картинкам: «Что делает птичка?» (сидит, летит, поет). Для детей 5-6 лет предлагаются инструкции без зрительной опоры, но чтобы облегчить задание предлагайте ребенку образец: «Заяц скачет, прячется, грызет. А что делает рыба?» ( «Как подают голоса животные?»).

Так же предложите ребенку вспомнить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий.

 

свернуть

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.
развернуть

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В связи с не опознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.

Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

К чему приводит нарушенный фонематический слух?

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годамребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.) При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям. В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

1.Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук (например звук [Ш]).

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

2.Игра “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА

МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА

МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА

3.Игра “Придумай имя”. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера и т.д.

4.Игра “Назови первый звук в слове”. Назови первый звук в слове: аист, утка, облако, осень, ива, кот, дом, мост, мама, каша, слон и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

5. Игра “Назови последний звук в слове”. Назови последний звук в слове: дом, машина, кот, стол, мост, мак и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

6.Игра “Добавлялки”. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

7.Игра “Где живёт звук?”. Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

8.Игра“ Звуковая цепочка”. Я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)

9. Игра“ Исправь Незнайкины ошибки”. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

Желаю успехов!

свернуть

КАК ПРЕВРАТИТЬ В ЧТЕНИЕ В УДОВОЛЬСТВИЕ

                                                                                                                                                                                                        

                                                                            

свернуть

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхрон ности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторика рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.
развернуть

    Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

         Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

         Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

         Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
  2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
  3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
  4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

         Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

         Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • пальчиковую гимнастику;
  • массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);
  • лепить из пластилина или соленого теста;
  • вырезать из бумаги фигуры разной сложности;
  • составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т.д.;
  • собирать пазлы, мозаику;
  • конструировать из кубиков, а также лего;
  • раскрашивать раскраски;
  • игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм»и т. д.

         Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

  1. Ориентировку в собственном теле;
  2. Ориентировку в окружающем пространстве;
  3. Уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

         На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

  • конструирование, выкладывание сериационных рядов;
  • пальчиковые игры;
  • штриховки;
  • выкладывание букв и цифр из других предметов;
  • работа с мелкими предметами;
  • лепка;
  • аппликация;
  • рисование и т. д.

         Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

  1. Развитие зрительного гнозиса:
  • контурные изображения предметов
  • перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.
  • уточнение представлений о цвете, форме и величине.
  • уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  1. Развитие зрительного анализа и синтеза;
  2. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

         Четвертый этап  по развитию графомоторных навыков - изобразительно- графические способности:

         Развитие графомоторных навыков.

  • Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
  • Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.
  • Рисование узоров и орнаментов,
  • Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
  • Рисование по клеткам предметов разной сложности.

         Овладение графической символизацией.

  • Работа по формированию графического образа букв (графемы).
  • Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

         В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

         Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

         При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.

         Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

  1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;
  2. Подготовить к овладению навыком письма.

         Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

свернуть

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. «Один - много» - развиваем и закрепляем у ребенка способность образовывать форму множественного числа имен существительных: один стол, а если их много, то это столы; кот-коты, дом-дома, окно-окна, лист-листья…
  2. «Сколько?»- развиваем способность согласовывать имена числительные с именами существительными. Гуляя с ребенком на улице предложите ему сосчитать любые предметы, например, дома: один дом, два дома, пять домов; окна, машины, мячи, птиц, листья.
  3. «Назови ласково»- развиваем способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования. Взрослый называет большой предмет, а ребенок маленький, причем маленький предмет нужно назвать «ласково»: большой мяч-маленький мячик; дом-домик, яблоко-яблочко, елка-елочка…
  4. «Какой, какая?»- развиваем способность ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа. «Апельсин какой?» (оранжевый, круглый, сладкий). «Ведерко какое?» (желтое, пластмассовое)
  5. «Назови детеныша»- развиваем умение образовывать название детенышей животных. Предложите ребенку выполнить задание без зрительной опоры по образцу: «У кошки котенок, а у козы? У лисы, у утки, у зайца. Дети 5-6 лет, аналогично выполняют задание, продолжая фразы: «У медведицы- медвежонок, а у коровы, у свиньи, у лошади?»
  6. «Чья, чье?»- у детей 5-6 лет развиваем способность образовывать притяжательные прилагательные: «Очки бабушки - бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про хвост лисы? Про берлогу медведя?»

 

Так же необходимо развивать умение ребенка пользоваться предлогами: «Где сидит птичка?» (на дереве), где летает бабочка? (над цветком), куда положили покупки? (в сумку)…

 

свернуть

Развитие мышления «Задачки для ума»

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?
развернуть

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Как развивать мышление в дошкольном возрасте? Предлагаем Вашему вниманию ряд увлекательных игр, которые прекрасно развивают такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

  1. Игра «Кто кем (чем) будет?» Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные. Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) - цыпленок - петухом; мальчик - мужчиной; теленок - коровой или быком бумага – книгой;  снег – водой; вода – льдом;  семечко – цветком; мука – блинчиками и т. д.
  2. Игра-наоборот: «Кто кем был?». - лошадь - жеребенком - цветок - семенем
  3. Игра «Жили-были...». Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» - «Он стал петушком» «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился» «Жил-был ручеек, что с ним стало?» - «Зимой замерз», «Засох в жару». «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» - "Из него цветок вырос».
  4. Игра "Третий лишний". В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

 молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. - машина, лошадь, трамвай; - шапка, платок, сапоги; - роза, береза, ёлка и т.д.

  1. Игра «Какое что бывает?». Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб. - Что бывает длинным? (коротким) - Что бывает широким (узким)? - Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

  1. Упражнение «Кто без чего не обойдётся». Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему? Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

  1. «Живое – неживое». Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный». Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «кто», а неживые «что». Приводим несколько примеров. Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками. Что растет? Кто растет? Кто летает? Что летает? Кто плавает? Что плавает? Кто самый большой? Что самое большое?
  2.  «Что снаружи, что внутри?»

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

9. «Кто это?» - знакомимся с профессиями.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 4 вариант: «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

  1. «Отгадай предмет по его частям».

В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. Примеры: Четыре ноги, спинка, сиденье. Цифры, стрелки. Буквы, картинки, листы. Ствол, ветки, листья. Корень, стебель, листья, лепестки. Экран, кнопки, электрический шнур, пульт. Носик, ручка, крышка, электрический шнур. Лапы, хвост, ошейник. Лапы, хвост, хобот. На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

  1. «Отгадай предмет по описанию».

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п. Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

  1. Сравнение предметов.

Французский философ Гельвеций писал: «Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы». Сравнивать - значит указать сходства и различия. Например: сравним огурец и помидор. Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках. Различия: цвет, форма, вкус. Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы. Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений. Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим. Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

свернуть

СКОРО В ШКОЛУ

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
развернуть

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

Для вас,  заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

На этапе подготовки:

  • Избегайте чрезмерных требований
  • Предоставляйте  право на ошибку
  • Не думайте за ребёнка
  • Не перегружайте ребёнка
  • Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
  • Устраивайте ребенку маленькие праздники

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка             

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, конструктор «Лего» и т.д)

 

свернуть

Рекомендации родителям по профилактике нарушений голоса у детей

Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции.

Детский голос из-за анатомо-физиологических особенностей обладает качествами, отличающего его от взрослых. Это более короткие голосовые связки, меньший объем лёгких, преобладание головных резонаторов. Дети дошкольного возраста в основном говорят фальцетом.

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый родитель  должен понимать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред.

 Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции. 

В настоящее время существует огромный диапазон голосовых нарушений от полной потери голоса до его незначительных изменений. Своеобразие нарушений зависит от ряда факторов: степени нарушения,  какой отдел пострадал, когда возникло нарушение и т.д.

 Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно-психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний.

Причин нарушений детского голоса множество, но можно выделить самые основные и распространённые:

- заболевания гортани, носоглотки, бронхов, верхних дыхательных путей;

- снижение слуха;

- парезы и параличи мышц языка, гортани, голосовых связок, нарушение тонуса и мышечной подвижности;

- недостаточная небно-глоточное смыкание (назальность речи);

- аллергические заболевания (отек дыхательных путей);

- при индивидуальных особенностях ребёнка;

Одним из видов нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, являются дисфония и афония.

Афония – полное отсутствие голоса.

Дисфония- частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. Постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса, может привести к образованию на голосовых складках узелков «крикунов». Для таких детей характерно, что утром голос нормальный, а вечером появляется осиплость. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается, не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым.

 

Мероприятия по профилактике нарушений голоса и речи у детей

  1. Следить за здоровьем детей, предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний, закаливая детский организм, и, приобщая детей к физкультуре и доступным видам спорта.

 

  1. Не выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. В холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот и устранение вредных свойств вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени.

 

  1. Раннее выявление недостатков слуха и их устранение. Для нормального и самостоятельного развития речи ребенка должна быть высокая степень сохранности слуха. Даже небольшое понижение слуха, оставаясь незамеченным, может привести к дефектам произношения и нарушению грамматического строя речи. Своевременное выявление таких дефектов слуха имеет большое значение для профилактики речевых расстройств.

 

  1. Ограничить и исключить воздействие табачного дыма на нежную слизистую гортани, нежелательное воздействие табачного дыма может приводить к хроническому ларингиту у детей (воспаление слизистой оболочки).

 

  1. Важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Взрослые должны прежде всего заботиться о совершенствовании своей речи и следует активно вмешиваться в процесс развития речи у ребенка, учить его четко произносить звуки речи, слова и фразы, грамматически правильно выражать свои мысли.

 

  1. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса. При насморке или малейших признаках охриплости дети должны говорить, как можно тише и меньше, освобождать от пения.

 

  1. Систематические занятия пением, при котором укрепляются голосовые складки, что способствует развитию голосового аппарата. Крикливое пение вызывает перенапряжение голосового аппарата.

 

  1. Следует избегать эмоциональных переживаний.

 

  1. Не злоупотреблять пищей, травмирующей голосовые связки (семечки, сухарики, орешки, сушки, чипсы и т.п.).

                                                                                                 

Успехов вам!

свернуть

Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия- это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера.
развернуть

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Несформированность  любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. 

В чём причина?

Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи. Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.

Как понять, что у ребенка дисграфия?                                                          

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.

Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки.  Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове.   Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные.   Встречаются  ошибки  возникающие  из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить) .Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмоРза. Встречаются ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях). 

Ошибки носят стойкий характер.  Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. 

Что нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

  • Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера.  Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
  • Усаживать ребенка читать большие тексты,  писать с ним большие диктанты.
  • Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
  • Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
  • Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Что необходимо сделать?

Обратиться  к учителю-дефектологу! 

свернуть

«Значение логопедического массажа в работе с детьми»

25.05.2022

«Значение логопедического массажа в работе с детьми»

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логомассаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании,  нарушения голоса.

Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.)

Польза логомассажа

 Логомассаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм,  улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо - и кровообращение а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием логомассажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические  массажные  движения, облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови. 

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.

Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Проводится логопедический массаж после обследования мышц речевого аппарата. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, а    при интенсивных возбудимость повышается.

Эффективность логомассажа.

Логомассаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается: Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.).  Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность, формирование произвольных координированных движений органов артикуляции. 

Задачи логомассажа

Основными задачами логопедического массажа являются: - нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии); - активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих); - стимуляция проприоцептивных ощущений; - подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; - уменьшение гиперсаливации; - укрепление глоточного рефлекса; - афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказания логомассажа

 Противопоказаниями для проведения логомассажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Как   проводится   логомассаж

  А теперь рассмотрим о приемах логопедического массажа в домашних условиях,  который применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.

В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. Сначала  разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка. Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом. Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна. Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка. Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице. Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением. Еще одним  эффективным инструментом для массажа является методика Ольги Ивановны Крупенчук «Логопедический массаж ложками», который является результативным в процессе формирования речи ребёнка. Ребёнок тоже заинтересован в проведении такого массажа, так как ложка – это привычный для них бытовой предмет. Преимущества этого массажа:

  • ложки есть в каждом доме;
  • с ложками могу обращаться все - они просты и безопасны;
  • ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть;
  • массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);
  • ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица;
  • разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
  • применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка;
  • делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Эффективно использовать такой массаж с использованием сказки.

Сказка для массажа «Веселый поезд» 

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, (поглаживание выпуклой стороной ложки вперед-назад) Ехал поезд запоздалый («Приклеивание ложки по центру  языка внутренней стороной ложки) Ехал с горы да на гору -  (Перевернуть ложку  скатываемся с языка как с горки сверху вниз) Вверх да вниз 2 р. Качало вагончики из стороны в сторону – 2 р. (Толкаем язычок влево вправо выпуклой стороной ложки) 

Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легкое точечное постукивание по языку выпуклой стороной ложки) Пришли куры поклевали – 3 р. («Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной ) Пришли гуси пощипали- 3 р. («Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной взять ложку меньше ) Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание ложкой  одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка) А потом еще немножко (поглаживание  ложкой по диагонали к корню языка) Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком. Повалялась, повалялась… (поглаживание ложкой  из стороны в сторону от корня к кончику языка) Вдруг бежит щенок - звонкий голосок, Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание силиконовой ложечкой  боковых краев языка) Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)

Проведение массажа в домашних условиях не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только совместная работа логопеда с родителями и регулярные занятия по исправлению дефектов речи будет эффективна.

 

Желаю успехов!

 

свернуть